Arms
 
развернуть
 
214001, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 23 А
Тел.: (4812) 35-69-82
oblsud.sml@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
214001, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 23 АТел.: (4812) 35-69-82oblsud.sml@sudrf.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
33-1128 от 13.04.2010

Судья Гайдук Н.С.                                                                                         Дело № 33 - 1128                          

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 апреля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршуновой Л.А.,

судей Пудова А.В. и Коржакова И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению Гагаринского межрайонного прокурора на решение Гагаринского городского суда Смоленской области от 15 февраля 2010 года,

 

Установила :

 

     Гагаринский межрайонный прокурор, действуя в интересах муниципального образования, обратился в Гагаринский городской суд Смоленской области с заявлением об оспаривании постановления Главы администрации МО «Гагаринский район» от 28.11.2008 № 1216, которым был изменен вид разрешенного использования двух земельных участков площадью 60.000 кв.м. каждый, расположенных по адресу: Смоленская обл., Гагаринский р-н, Пречистенское сельское поселение, справа от автодороги Гагарин – Карманово, в районе дер. Заточино.

     По мнению прокурора, указанное постановление противоречит пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», части 1 статьи 34, части 2 статьи 37, пункту 20 части 1 статьи 14, пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по смыслу которых полномочиями по принятию решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков на территории поселений обладают главы администраций этих поселений, а не муниципальных районов, в состав территории которых входят данные поселения.

   Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Тюрина О.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, считая, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления муниципального района частью 1 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

   Обжалуемым решением в удовлетворении заявления прокурора было отказано.

   В рассматриваемом кассационном представлении прокурор просит отменить решение, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права, разграничивающие компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений.   

           Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения прокурора Юрченковой Л.Н., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

           Отказывая прокурору в удовлетворении его заявления о признании недействительным постановления Главы администрации МО «Гагаринский район» от 28.11.2008 № 1216 об изменении вида разрешенного использования двух земельных участков площадью 60.000 кв.м. каждый, расположенных по адресу: Смоленская обл., Гагаринский р-н, Пречистенское сельское поселение, справа от автодороги Гагарин – Карманово, в районе дер. Заточино, суд исходил из того, что в соответствии с частью 3 статьи 3, абзацем 2 части 2 статьи 7, статьей 11 Земельного кодекса РФ, а также статьями 8 и 30 Градостроительного кодекса РФ решение вопросов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории муниципальных образований, входит в компетенцию глав местных администраций, каковым в данном случае является Глава администрации Гагаринского района, на территории которого расположено Пречистенское сельское поселение.

           Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может.

           Положения части 3 статьи 3, абзаца 2 части 2 статьи 7, статьи 11 Земельного кодекса РФ, а также статей 8 и 30 Градостроительного кодекса РФ, на которые сослался суд, наделяют органы местного самоуправления полномочиями по принятию решений, касающихся изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории муниципальных образований, однако не определяют, к компетенции какого именно муниципального образования – муниципального района или сельского поселения – относится решение данных вопросов.       

  В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительном кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через 5 лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.

           Согласно частям 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков.

           К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесено утверждение правил землепользования и застройки поселений, а к полномочиям муниципальных районов - утверждение правил землепользования и застройки только соответствующих межселенных территорий (статья 8 Градостроительного кодекса РФ).

           В силу пункта 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для земель сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, на которых в соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ гражданам также могут предоставляться земельные участки для ведения садоводства.

           Пунктом 7 той же статьи предусмотрено, что порядок использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

           Статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит утверждение правил застройки и землепользования поселений к вопросам местного значения.

           При этом, как установлено частью 1.3 статьи 83 названного Федерального закона, в переходный период (до 1 января 2009 года) законами субъектов РФ может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с данным Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.

           Кроме того, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципальных районов предоставлено право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

           При указанных обстоятельствах суду следовало выяснить, на каких землях расположены земельные участки, вид разрешенного использования которых был изменен постановлением Главы администрации МО «Гагаринский район» от 28.11.2008 № 1216, распространяется ли на эти земли действие градостроительных регламентов, подлежат ли установлению такие регламенты и кем именно, в чью компетенцию входит распоряжение данными участками и т.п..  

           Поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права,  решение суда нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене. Допущенные нарушения по своему характеру не могут быть устранены судом кассационной инстанции, поэтому дело следует направить в суд первой инстанции, который при новом рассмотрении обязан учесть изложенное.    

           Руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

Определила :

 

           Решение Гагаринского городского суда Смоленской области от 15 февраля 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

 

 

 

 

Председательствующий :

 

Судьи :

 

 

 

опубликовано 12.05.2010 17:36 (МСК)