Arms
 
развернуть
 
214001, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 23 А
Тел.: (4812) 35-69-82
oblsud.sml@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
214001, г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 23 АТел.: (4812) 35-69-82oblsud.sml@sudrf.ru
ДОКУМЕНТЫ СУДА
33-129 от 19.01.2010

Судья Селезенева И.В.                                                                                           Дело № 33-129

 

Кассационное определение

 

19 января 2010 года                                                                                                   г. Смоленск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Коршуновой Л.А.,

судей:                                 Шаровой Т.А., Дмитриевой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 октября 2009 года,

 

установила:

 

Прокурор Заднепровского района г. Смоленска, действуя в интересах О, обратился в суд с иском к МУП «Смоленсктеплосеть»», СМУП «ВЦ ЖКХ» о признании действий незаконными и возложении обязанности по перерасчету  О. платы за горячее водоснабжение и отопление с 01.01.2009 г. с учетом распространения меры социальной поддержки на членов его семьи, и предоставлению данных льгот в дальнейшем. В обоснование требований указал, что О. является инвалидом I группы и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах», в том числе на оплату в размере 50% услуг по горячему водоснабжению и отоплению в пределах нормативов потребления. Такой же льготой в силу п.17 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. №209, пользуются члены его семьи. Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.05.2009 г. определен порядок предоставления данной льготы до 01.01.2009 г., после наступления указанной даты ответчики, в нарушение требований законодательства, предоставляют льготу по оплате только О.

В судебном заседании прокурор Баранова А.Е. поддержала заявленные требования.

Законный представитель истца О. – П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.

Ответчик МУП «Смоленсктеплосеть» иск не признал. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что функции по начислению, сбору и фактическому перечислению поступающих платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги постановлением Главы г. Смоленска от 19.10.2005 г. №2900 возложены на СМУП «ВЦ ЖКХ», МУП «Смоленсктеплосеть» такими полномочиями не обладает. Указывает, что предоставление льгот ветеранам является расходным обязательством РФ, предоставление льгот потребителям без соразмерного возмещения поставщику расходов по предоставлению услуг может негативно сказаться на экономическом положении ответчика.

Ответчик СМУП «ВЦ ЖКХ» иск не признал, ссылаясь на то, что с 01.01.2009 г. полномочия по предоставлению льготы закреплены за Департаментом Смоленской области по социальному развитию.

Ответчик Департамент Смоленской области по социальному развитию (далее – Департамент) иск не признал, представители ответчика в судебном заседании пояснили, что полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки членам семьи инвалидов по оплате коммунальных услуг Департамент не наделен. Считает, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки не повлекло за собой изменение круга лиц, имеющих на них право.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 26 октября 2009 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Департамент Смоленской области по социальному развитию с 01.01.2009 г. производить ежемесячно выплату денежного эквивалента в размере 50-процентной скидки по оплате горячего водоснабжения и отопления из средств федерального бюджета члену семьи инвалида ВОВ О. – жене П., а также произвести соответствующий перерасчет в счет будущих выплат. С Департамента Смоленской области по социальному развитию взыскана госпошлина в доход государства в сумме 100 руб.  

В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение, поскольку законом не предусмотрено предоставление льготы членам семей инвалидов ВОВ;  денежные средства на финансирование льготы членам семей в бюджет не заложены, указанная льгота должна предоставляться организацией, предоставляющей услугу, а не Департаментом.

Заслушав доклад судьи Шаровой Т.А., объяснения  представителя Департамента Мартыновой Ю.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения законного представителя О. – П., прокурора Афанасьевой Т.В., проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Из материалов дела видно, что О. является инвалидом 1 группы бессрочно и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны. Совместно с ним проживает жена П.

Судом установлено, что О. и член его семьи приобрели право на получение льгот до 01.01.2005 г. и пользовались ими до 01.05.2006 г., решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.05.2009 г. определен порядок предоставления данной льготы до 01.01.2009 г., после 01.01.2009 г. льгота по 50% оплате услуг по горячему водоснабжению и отоплению предоставляется только О.

Подпунктом 9 п.1 ст. 14 ФЗ РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 22.07.2008г.) предусмотрено предоставление инвалидам войны, к которым, согласно ст.4 этого Закона, относятся и инвалиды Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Согласно п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного Постановлением СМ СССР от 23.02.1981 г. № 209, инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется скидка в размере 50% с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

Подп.6 п.1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50% членам семьи участника войны не предусматривалось. Вместе с тем, в п.3 ст. 11 указанного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г., указывалось, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены. В дальнейшем Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 г. указанный пункт статьи 11 признан утратившим силу с 01.01.2005 г.

Согласно ст.153 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 г. при издании органами государственной власти и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.12.2006 г. №524, признание п.6 ст.44 ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ утратившими силу пунктов 3 и 4 ст. 11 Федерального закона «О ветеранах» не означает, что федеральный законодатель отказался от ранее принятой на себя обязанности обеспечивать категориям граждан, обладающим особым правовым статусом, определенный прежним правовым регулированием уровень социальной защиты.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отказ в предоставлении члену семьи О. 50% скидки по оплате горячего водоснабжения и отопления нарушает его права, так как утрата силы пунктами 3 и 4 ст. 11 ФЗ «О ветеранах» не может рассматриваться как допускающая в рамках длящихся правоотношений отмену без равноценной компенсации спорной льготы для членов семей инвалидов войны и приравненных к ним лиц, проживающих совместно с ними, у которых право пользования такой льготой возникло на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих и было реализовано ими до 01.01.2005 г.

Поскольку в соответствии с постановлением администрации Смоленской области от 19.12.2008 г. №713 «О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа ветеранов, имеющих право на указанные меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» льготы в натуральной форме заменены на денежный эквивалент и с 01.01.2009 г. на Департамент Смоленской области по социальному развитию возложена обязанность по организации учета такой категории граждан, начислении и выплате денежного эквивалента, суд первой инстанции обоснованно возложил на Департамент обязанность производить члену семьи О. начисление и выплату ежемесячно денежного эквивалента в размере 50-процентной скидки по оплате горячего водоснабжения и отопления.

Доводы кассационной жалобы о том, что законом не предусмотрено предоставление льготы членам семей инвалидов ВОВ, основаны на ошибочном толковании закона, поэтому не могут быть приняты во внимание.

Довод жалобы о том, что судом не указан порядок предоставления льгот, не обоснован. В соответствии со ст.23.2 Закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Промышленного районного суда г. Смоленска  от 26 октября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения. 

 

Председательствующий: 

  

Судьи:                                                                                                                    

опубликовано 11.04.2010 16:40 (МСК)